Управление КамАЗом — Переключение передач на самосвале

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ КАМАЗ — https

Установленная коробка передач КамАЗ напрямую влияет на удобство переключения передач автомобиля. При этом даже человеку, владеющему всей теоретической информацией об использовании КПП Камаз, может быть достаточно сложно с ходу разобраться в том, как ее использовать для переключения скоростей транспортного средства.

Устройство коробки передач

В случае КамАЗа чаще всего устанавливаются КПП двух основных типов: с пятью (модель 14) и десятью (15) ступенями. Первый вариант коробок передач чаще применяется на автомобилях, эксплуатируемых индивидуально, тогда как коробки с 10 скоростями лучше подходят для грузовиков, функционирующих в составе автопоездов. При этом устройство 10-ступенчатой КПП включает в себя обычную коробку с пятью ступенями и редуктор-делитель. Делитель, применяемый в сочетании с пятиступенчатой КПП, обеспечивает возможность использования десяти передних и двух задних передач.

С выпуском грузовых автомобилей, способных перевозить больший вес груза, инженеры Камского автозавода выпустили новую модель коробки — 152. Основными отличиями и новшествами новой КПП являются:

  • усиленный синхронизатор КПП КамАЗ;
  • усиленные шлицы, их крепление удалено;
  • шестерни КПП КамАЗ крепятся новым способом;
  • большая высота зубцов.

Управление делителем в обновленной модели осуществляет пневмосистема. Обслуживание этой системы, также как и ремонт или замену различных деталей, таких как фланец КПП, следует доверять профессионалам, владеющим соответствующими знаниями и навыками, а также необходимым оборудованием.

Устройство 5-ступенчатой КПП КамАЗ 152 включает в себя следующие основные узлы и компоненты.

Картер, содержащий в себе первичный вал КамАЗ, являющийся ведущим, вторичный (ведомый) и промежуточный валы, укомплектованные подшипниками и шестернями, такими как подшипник первичного вала.

  • Блок шестерней, обеспечивающих задний ход.
  • Верхняя крышка КПП КамАЗ.
  • Сборный механизм переключения передач.
  • Делитель, закрепленный на картере спереди.

Оснащенная делителем коробка передач на КамАЗе обладает целым рядом преимуществ, к которым относятся снижение частоты переключения скоростей, повышенная тяга и облегченное управление грузовиком.

Замена смазки

Для заливки масла в трансмиссию КамАЗ используется горловина, выполненная на правой картерной стенке и заткнутая пробкой, содержащей в себе масляный щуп. Снизу в картере предусмотрена специальная подушка, в которую вкручена пробка для стока, оснащенная магнитом, позволяющим отлавливать частицы металла, которые может содержать в себе трансмиссионное смазочное вещество. Кроме того, по обеим сторонам картера выполнены лючки для монтажа коробок отбора мощности.

На задней стенке также имеется кулиса, в которую вращающаяся шестерня забрасывает смазку. Далее масло посредством высверленного в стенке отверстия проникает в заднюю крышку, закрывающую вторичный вал КамАЗ, смазывая червячную пару, приводящую в действие спидометр.

Рассмотрим, как правильно подготовиться к замене смазки в трансмиссии КамАЗ. Сначала скручивают крышку заливной горловины, после чего снимают две заглушки для слива, расположенные внизу картера. В случае если в КПП используется делитель, следует удалить крышку из его картера. Перед началом слива следует завести мотор, чтобы вязкость масла снизилась за счет прогрева.

Расположенные на сливных заглушках магниты, улавливающие частицы металла, также тщательно очищаются.

Принципы работы КПП КамАЗ

В большинстве эксплуатируемых на текущий момент автомобилей КамАЗ используются механические КПП, имеющие лишь пять скоростей. Переключение передач в таких коробках происходит посредством привычного способа: необходимо вжать сцепление и сместить рычаг в соответствующую позицию. При этом следует учитывать, что КамАЗ является большегрузным грузовиком, поэтому перемещение рычага между передачами должно производиться поэтапно.

Привычный режим функционирования трансмиссии дизельного КамАЗа — пониженный или повышенный («Н» или «В»). Данный вариации разработаны специально для того, чтобы переключение скоростей минимально нагружало двигатель как полностью нагруженного, так и порожнего автомобиля.

Читайте также:  Прошивки от ADACT для чип тюнинга Mitsubishi

На многих моделях грузовиков при переключении между указанными режимами рычаг КПП не требуется. Водитель просто поднимает или опускает специальный переключатель повышенной передачи делителя и ненадолго выжимает педаль сцепления. Переключение осуществляется в автоматическом режиме: опущенный рычажок означает движение грузовика в облегченном режиме, а поднятый — в усиленном, то есть автомобиль полностью нагружен.

Разобраться, как переключать передачи на КамАЗе, сравнительно просто. Скорости с первой по пятую переключаются при помощи соответствующего рычага, находящегося справа от водительского сиденья. В частности, при разгоне используется такая схема переключения передач КамАЗ: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B, а в случае сложных дорожных условий (забитости автотрассы) — 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Важно также иметь в виду, что схема коробки передач КамАЗ предусматривает возможность переключения скоростей только при отключенном сцеплении. В частности, чтобы переключиться с нижней передачи на верхнюю или наоборот, следует переместить переключатель в нужную позицию, и лишь затем выжать сцепление. Примерно через секунду педаль нужно отпустить — лишь после этого включится требуемая главная передача. При этом сцепление желательно выжимать как можно резче и до упора.

Практические советы

Существует несколько рекомендаций по эксплуатации КПП КамАЗ для обеспечения максимально экономичного режима работы двигателя.

Поломки и неисправности коробок передач на КамАЗов в большинстве случаев провоцируются износом элементов и запчастей, таких как зубья шестерен, подшипники валов и компоненты привода. В таких случаях ремонт подразумевает замену поврежденных деталей. Многие неполадки КПП (самопроизвольно отключаются и с трудом включаются скорости, первичный вал делителя не дает активировать передачи и т. д.) связаны с нарушением регулировки приводных механизмов и рычага переключения скоростей, зазора клапана активации делителя и т. д.

Для решения некоторых проблем достаточно выполнить несложную регулировку соответствующих узлов и компонентов.

Модификации КПП КАМАЗ

Как правильно определить модель КПП КАМАЗ. На одной модели автомобиля может быть установлена коробка передач в различных вариантах.

На сегодняшний день, Камским автомобильным заводом было выпущено несколько десятков видов шасси. Как правило, большинство из них за время выпуска модифицировались и дорабатывались. Узлы трансмиссии не являются исключением. Это привело к тому, что на одинаковых шасси КАМАЗ, могли встречаться абсолютно разные коробки передач.

Многие автомобилисты, не зная этого, при поиске необходимого узла не задумываются об этом. Как правило, это приводит к тому, что люди покупают неподходящие элементы трансмиссии.

Ниже, в качестве примера мы приведем перечень различных модификаций шасси и коробок передач, которые на них устанавливались.

КПП КАМАЗ 4310 / 43101. На первые полноприводные автомобили-вездеходы ставили 14 коробку без делителя. Позже трансмиссию усилили (вал и синхронизаторы) и на замену пришла КП 142.

КПП КАМАЗ 5320, 55102, 5511, 5410. Все эти машины построены на одном и том же шасси 5320: бортовой грузовик, самосвал, тягач и колхозник. В начале серийного производства на них ставили 15 коробку с делителем, в дальнейшем произошли изменения и замена на новый аналог — КП 152.

КПП КАМАЗ 55111, 53229, 43253. Самосвальное и укороченное шасси комплектовалось моделями КП 142 и 152. После 2010 на одномостовые модели 43253 и 43255 стали ставить импортные трансмиссии ZF — 6S 700 и 6S 1000.

КПП КАМАЗ 4308. ZF — 6S700 TO и 6S1000 TO, первые выпуски — КП 141.

КПП КАМАЗ 53215. Бортовой грузовик 53215 выпускается с 2001г. За это время шасси оснащалось двумя модификациями трансмиссий:
— 142. Модернизированная версия 14 модели. Имеет пять скоростей вперед и две назад. Артикул — 142.1700025;
— 152. Модернизированная версия 15 модели. Имеет 10 скоростей для движения вперед и две назад. Оснащается делителем. Артикул — 152.1700156.
По принципу работы агрегаты крайне схожи. Во втором случае коробка передач КАМАЗ 53215 дополнительно оснащается редукторным делителем. Данное устройство позволяет автомобилю взбираться на подъемы без потерь мощности.

Читайте также:  Chevrolet Niva Manual; Снятие шестерни привода масляного насоса

КПП КАМАЗ 44108. На полноприводный вездеход Камского автозавода могли ставить КП как отечественного, так и зарубежного производителя:
— ZF9 – имеет девять скоростей для движения вперед, одну для движения назад (R) и «ползущую» скорость(C);
— КП -154. Главным отличием является использование конических подшипников. Так же как и предшественник, данный узел имеет десять скоростей для движения вперед и две для движения назад.
Несмотря на то, что агрегаты кардинально различаются, взаимозаменяемые.

КПП КАМАЗ 53212. Как правило, на бортовой тягач ставили стандартную КП 142 или десятиступенчатаю 152 с делителем.

КПП КАМАЗ 65115. В зависимости от модификации самосвал может оснащаться усиленной десятиступначтой 154, либо зарубежной девятиступенчатой ZF9.

КПП КАМАЗ 5311. Самосвал относиться к одним из первых выпущенных заводом.Оснащается КП 14 (5 скоростей) и 15 (10 скоростей). Стоит отметить что узлы полностью взаимозаменяемы со своими модифицированными версиями (142 и 152 соответственно).

КПП КАМАЗ 43114, 43118. Вездеходные автомобили этой модели оснащались несколькими разновидностямивида КП:
— 142;
— 152;
— ZF9;
— ZF16 – Шестнадцати ступенчатая КП оборудованная делителем и мультипликатором. Артикул — 1341.002.073.
На увеличенную версию КПП КАМАЗ 43118 помимо выше перечисленных четырех устанавливалась также КП 154.

КПП КАМАЗ 6520. На современный самосвал 6520 (Мамонт) устанавливалась шестнадцатиступенчатая КП ZF16 151/1820. Коробка передач на КАМАЗ «Мамонт» так же как и другие модели ZF отличаются экономичностью и надежностью.

КПП на самосвалы 6522, 65222 и 65225 — ZF 16S1820 или 16S1821 TO. На 65111 модель ставили аналогичные узлы.

КПП КАМАЗ 5460, 6460. На седельные тягачи, так же как и на другие автомобили ЕВРО-2,3 устанавливалась ZF16S151 (16s1820 to). Коробка передач этой модели считается скоростной. В последних выпусках стали устанавливать автоматические трансмиссии ЗФ 12AS.

Коробка передач КАМАЗ 65116, 65117 — современная девятиступенчатая ZF 9S1310 TO.

Подводя итоги

Перед покупкой трансмиссии тщательно проверьте номер указанный непосредственно на агрегате. Если вы затруднитесь с выбором трансмиссии, то позвоните по указанному на сайте номеру. С вами свяжется квалифицированный специалист. Через нас вы можете осуществить поиск по базе данных завода указав свой номер шасси (XTC).

Коробка передач КамАЗ: как переключать передачи на КамАЗе

КамАЗ – известный представитель грузового транспорта, сегодня производимый в РФ. Надежность и выносливость этих машин проверена годами. Автомобили КамАЗ рассчитаны на работу в разных климатических поясах и готовы к тяжелым эксплуатационным нагрузкам.

Что касается связки ДВС и трансмиссии, чтобы экономичный, но не самый мощный мотор КамАЗа обеспечивал должную производительность и имел большой срок службы, была отдельно разработана и внедрена высоконадежная КПП КамАЗ.

Далее мы рассмотрим особенности, которые имеет коробка КамАЗ, как переключать передачи на КамАЗе, что представляет собой схема переключения передач КамАЗ и т.д.

Коробка передач КамАЗа: особенности конструкции

Коробки переключения передач, устанавливаемые на КамАЗ, отличаются от своих аналогов, устанавливаемых на другие грузовые автомобили, своими конструктивными особенностями. КПП КамАЗ, при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения качественного ТО, может работать без ремонта достаточно долго даже в тяжелых условиях.

Коробки, устанавливаемые на КамАЗ, конструктивно довольно просты. Коробка КамаЗА состоит из таких узлов и элементов как:

  • картер;
  • установленные в картере КПП ведущий, ведомый и промежуточный валы;
  • шестерни, синхронизаторы, подшипники;
  • механизм переключения скоростей;
  • делитель КПП КамАЗ, дополнительный одноступенчатый или двухступенчатый редуктор (используется в КПП КАМАЗ 15-й модели);

Примечание: Автомобили КамАЗ, могут быть оборудованы пятиступенчатой, шестиступенчатой, восьмиступенчатой либо десятиступенчатой механикой (многоступенчатая коробка КамАЗ с делителем).

КамАЗ коробка передач: типы и характеристики

На сегодняшний день грузовые автомобили марки КамАЗ комплектуются разными типами (моделями) КПП отечественного и зарубежного производства.

Перечень основных типов разных модификаций коробок:

  • тип коробок модельного ряда 14 (141,142,144) — механическая пятиступенчатая коробка с трехходовым механизмом переключения (дистанционное переключение передач);
  • тип коробок модельного ряда 15 (152,154) – механическая десятиступенчатая МКПП, представляющая собой пятиступенчатую коробку с передним двухступенчатым делителем, увеличивающим количество скоростей до 12, а именно 10 вперед и 2 назад (дистанционное переключение скоростей, пневмомеханическое переключение скоростей редуктора);

Обратите внимание, типы коробок модельного ряда 14 и 15, имея разные конструктивные и технические характеристики, отличаются между собой разными передаточными числами.

Схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач (от простой к сложной) зависит от типа КПП, установленной на автомобиль КамАЗ.

  • схема переключения КПП модельного ряда 14 предусматривает пять передних передач и одну заднюю (коробка передач КамАЗ такого модельного ряда не рассчитана на перевозку грузов выше 10 тон или буксировку прицепов);
  • схема переключения КПП модельного ряда 15, в состав которой входит редуктор (разделитель), предусматривает пять передних передач и одну заднюю, а также используя делитель возможно включение скорости низшего тягового диапазона (передач становиться вдвое больше);
  • схема переключения передач КПП ZF КамАЗа предусматривает переключение скоростей в несколько стадий: 1В – 2В – ЗВ – 4Н – 4В – 5Н – 5В обеспечивает быстрый разгон при нормальных эксплуатационных условиях. 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В – сложные эксплуатационные условия в начале движения и т.д.

Переключение режимов осуществляется посредством специального рычажка:

  • рычажок опущен — облегченный режим движения автомобиля;
  • рычажок поднят – движение автомобиля в режиме больших нагрузок.

Кстати, чтобы начать движение, необходимо раскрутить коленчатый вал до нескольких тысяч об/мин.

Коробка КамАЗ с делителем: механизм управления делителем

Для снижения нагрузки на ДВС автомобиля используют делитель (редуктор) — механизм с механическим принципом действия, активирующийся посредством переключателя на кулисе. Основная его функция заключается в увеличении передаточного числа КПП.

Составляющие конструкции на примере КПП модельного ряда 15:

  • вентиль управления делителем;
  • редукционный клапан;
  • клапан включения делителя;
  • воздухораспределительный механизм;
  • патрубок распределения воздуха;

Управление КамАЗом: КПП и разные эксплуатационные условия

При подъемах автомобиля КамаАЗ рекомендуется использовать повышенные передачи. Переключение с первой на вторую скорость предполагает метод «двойного выжимного сцепления» (для стабильной работы не следует забывать нажимать на педаль газа и не допускать падения оборотов ДВС).

При спусках КамаАЗа нельзя глушить двигатель, поскольку может произойти блокировка рулевого колеса автомобиля. Также не рекомендуется во время спусков при включенном дополнительном торможении (вспомогательная тормозная система), выжимать педаль сцепления и включать передачи.

При заносах сцепление должно быть включено. В случае если автомобиль ведет, рекомендуется поворачивать руль в эту же сторону. Если автомобиль забуксовал, необходимо сняв ногу с педали газа, блокировать дифференциал.

Обратите внимание, неправильное торможение двигателем может привести к сокращению срока службы КПП и ДВС. При этом своевременный переход на пониженную передачу уменьшит частоту вращения коленчатого вала и поможет избежать проскальзывания колес.

Что в итоге

Как видно, КПП КамАЗ является надежной механической трансмиссией, отличающейся качеством и выносливостью в разных эксплуатационных условиях. Главное, правильно пользоваться коробкой.

Также коробка нуждается в регулярном и своевременном техническом обслуживании, диагностике и периодической проверке полной работоспособности. Только в этом случае можно говорить о том, что агрегат в полной мере отработает весь заложенный ресурс.

Коробка передач на автомобилях MAN: виды трансмиссий, преимущества, особенности МКПП. Схема переключения коробки передач МАН.

Коробка отбора мощности (КОМ): для чего предназначена, как работает КОМ, особенности, виды и типы. Что нужно учитывать при эксплуатации данной коробки.

Трансмиссия ZF: механические и автоматические коробки передач. История компании ZF (ЗФ), почему ZF входит в тройку лидеров по производству АКПП.

Устройство планетарной передачи (планетарного механизма). Где используется планетарная передача в автомобиле. Планетарная коробка передач, особенности.

Раздаточная коробка (раздатка) в устройстве трансмиссии автомобиля: назначение, принцип работы, особенности использования.

Роботизированная коробка DSG: основные недостатки и слабые стороны данной трансмисcии. Надежность DSG (DSG 6 и DSG 7), гарантии на коробку, ресурс ДСГ.

Ссылка на основную публикацию
Удаление катализатора плюсы и минусы
Выживут не все почему после удаления катализатора увеличивается расход масла – автомобильный журнал Некоторые производители нас научили тому, что каталитический...
УАЗ БАРС — купить, цена, фото, отзыв, характеристики
Автомобиль барс Установка 1 день. Окупаемость 6-12 месяцев. *Только при оплате наличными. С 01.12.19 будет увеличена стоимость нормо часа для...
УАЗ Карго — грузовичок для сельских грузоперевозок
Новый Уаз Карго 2017 цена, фото, характеристики, видео Cargo В конце декабря 2016 года в России стартовали продажи рестайлингового бортового...
Удаление сажевого фильтра Renault рено
Удаление сажевого фильтра Renault рено Удаление и программное отключении сажевого фильтра Renault от цена 100 $ (взависимости от года выпуска)...
Adblock detector