Т-55 — Советский средний танк 1958-1979 гг

Вооружения, военная техника, военно-технический сборник, современное состояние, история развития опк

СРЕДНИЙ ТАНК Т-55А. MEDIUM TANK T-55A

СРЕДНИЙ ТАНК Т-55А

MEDIUM TANK T-55A

15.02.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: СРЕДНИЙ ТАНК Т-55А НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2015»

Для форума «Армия-2015» МО РФ подготовило весомую экспозицию отечественной бронетанковой техники. В этой линейке один из многочисленных образцов танков семейства Т-55 послевоенного советского периода представляет танк Т-55А последних годов выпуска.
Танки семейства Т-55 неоднократно модернизировались, в 1970 г. на нем был установлен зенитный пулемет ДШК-М, с 1975 г. устанавливается лазерные дальномеры КТД-1 и КТД-2.На модернизированных танках были введены гусеницы с резино-металлическим шарниром, усилено бронирование башни, установлен прицел ТШ-32ПВ со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Некоторые танки Т-55 и Т-55А с конца 1970-х годов стали оснащаться бортовыми противокумулятивными резиновыми экранами.
В начале 1980-х годов была проведена комплексная модернизация танков, они получили дополнительную защиту и управляемое оружие.
Создавая танк Т-55, знаменитый советский конструктор танков Леонид Николаевич Карцев впервые в мире подошел к созданию танка как к комплексной многофункциональной боевой машине. Ему удалось найти «золотое сечение» в связке: двигатель, силовая передача, ходовая часть. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в развитии советских танковых войск на десятилетия вперед. Поэтому, несмотря на солидный возраст, и в настоящее время танки семейства Т-55 состоят на вооружении Вооруженных Сил Украины, Израиля, КНДР, Индии и еще многих стран Восточной Европы, Азии и Африки.
ВТС «БАСТИОН» 15.02.2016

СРЕДНИЙ ТАНК Т-55А НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2015»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2015

24.03.2018

В Восточной Гуте сирийские войска применили модернизированный средний танк Т-55, в конструкции которого есть ряд технических решений, которые сегодня встречаются лишь на новейших боевых машинах, сообщает Российская газета.
«Так, на верхней лобовой детали корпуса можно увидеть небольшую деталь в форме коробки. В ней спрятана ночная видеокамера, которая транслирует изображение на монитор механика-водителя, находящегося в отделении управления. Что-то похожее применено и на «Армате» – разумеется, здесь все выполнено более технологично, однако принцип работы во многом схож», – говорится в материале.
Над стволом 100-мм пушки смонтирована тепловизионная камера ночного прицельного комплекса Viper-55 (вместо инфракрасного прожектора «Луна-2»). Автор отмечает, что «это значительное достижение по сравнению с разработанным в 50-е годы ночным прицелом ТПН-1, который давно морально и технически устарел и мог видеть в темноте без подсветки лишь на 500 м».
На крыше башни установлен комплекс оптико-электронного противодействия второго поколения Sarab-2 («Мираж-2»). Благодаря этому устройству машина стала неуязвимой для большинства управляемых противотанковых ракет, в том числе для TOW-2.
Издание напоминает, что 8 мая исполнится 60 лет принятия Т-55 на вооружение Советской Армии. Однако, несмотря на солидный возраст, танк продолжает нести службу, и даже совершенствуются.
Военное обозрение

СРЕДНИЙ ТАНК Т-55А

Средний танк Т-55А с усиленной противоатомной (противорадиационной) защитой был создан на базе Т-55 в 1961 г, в ОКБ-174 завода №174 (Омск) по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 г. Главный конструктор А.А.Моров, при проектировании на заводе №174 танк имел обозначение «Объект 607». Параллельно работы по повышению противорадиационной защиты танка («Обьект 155А») велись в КБ завода №183 (Нижний Тагил). Ведущим инженером машины являлся Ю.А.Лежовский. Танк Т-55А отличается от базового варианта, кроме усиления противоатомной (противорадиационной) защиты, увеличенным боекомплектом и емкостью баков.
В 1961 году начались работы по усилению противорадиационной защиты Т-55. Был разработан синтетический материал ПОВ, который хорошо замедлял и поглощал быстрые нейтроны и которым решено было покрыть внутреннюю сторону брони обитаемых отделений Т-55, такое покрытие конструкторы стали называть подбоем. Кроме антирадиационного действия подбой частично предохранял экипаж от осколков брони при попадании в танк.
Повышение уровня противоатомной защиты Т-55А по сравнению с базовым Т-55 было достигнуто за счет установки противорадиационных материалов внутри (подбой) и снаружи (надбой) обитаемых отделений. Введение подбоя и надбоя в совокупности с броневой защитой и системой ПАЗ существенно повысило защиту экипажа танка от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Подбой и надбой изготавливались в виде отдельных элементов, конфигурация которых обеспечивала плотное прилегание к броневым деталям корпуса и башни. Элементы подбоя, размещавшиеся внутри корпуса и башни танка, крепились на бонках, приваренных к броне корпуса и башни, винтами с упорными и стопорными шайбами. Зазоры между стыками элементов подбоя заполнялись полосами из такого же материала, как и подбой, и были заклеены стеклотканью. Элементы надбоя, устанавливавшиеся снаружи, закрывались стальными защитными кожухами, соединенными с броневыми деталями корпуса и башни с помощью сварки и винтов.

Главное усовершенствование в Т-55А заключалось в установке полноценной системы противоатомной защиты со счётчиком рентгеновского излучения. Среди других главных усовершенствований от Т-54/55:
• Повышение мощности двигателя на 60 л.с.
• Установка термодымовой аппаратуры, создававшей дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор.
• Установка баков-стеллажей, что позволило увеличить боекомплект к пушке с 34 до 43 выстрелов, а также увеличить ёмкость топливных баков.
• Замена воздушных баллонов воздушным компрессором для более надежного пуска двигателя, сохранения ресурса аккумуляторных батарей и исключения необходимости заменять отработанные воздушные баллоны на заряженные.
• Автоматическая система пожаротушения «Роса».
• Гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор.
• В отличие от Т-54 на новом танке не устанавливался зенитный пулемёт ДШКМ, так как при возросших скоростях самолётов и (как ожидалось) применении ядерного оружия он был не эффективен. В конце 1960-х, когда появились ударные противотанковые вертолёты, зенитный пулемёт вернули.
• Система подачи выстрелов — полуавтоматическая. Выстрел подаётся на уровень казенника и затем вручную досылается в казенник.
Первый опытный образец танка «Объект 155А», изготовленный заводом №183, прошел сравнительные испытания в период с 20 по 30 августа 1961 г. в районе г. Теджен (ТуркВО). В конце 1961 г, успешно выдержал полигонные испытания опытный образец машины «Объект 607» завода №174, собранный во второй половине того же года. По результатам испытаний оба танка приказом министра обороны СССР №92 от 16 июля 1962 г. были приняты на вооружение Советской Армии под маркой Т-55А («Объект 155А»). Серийное производство машины на заводе №174 под своим заводским обозначением «Объект 607» началось в 1962 г. и продолжилось во втором послевоенном периоде (по 1978 г,). Кроме того, выпуск Т-55А в небольшом количестве осуществлялся и на заводе им. В.А. Малышева в 1963-1964 гг. Всего до конца 1965 г. изготовили 1437 танков.

В 1962 году приказом МО от 12 сентября №0235 были приняты колейные минные тралы КМТ-4М и КМТ-5М для танков Т-54, Т-55, Т-62. Согласно штатам на три танка предусматривалось один трал КМТ-4М, на 10 танков один трал КМТ-5М. Для транспортировки трала КМТ-4М применялись автомобили ЗИЛ-157 и ЗИл-131, при этом на одной машине перевозилось два комплекта КМТ-4М или один — КМТ-5М. Трал КМТ-5М навешивались на танки силами экипажа при помощи специального крана, смонтированного на одном из автомобилей, а КМТ-4М при помощи специальной лебедки входящей в комплект трала.

Танк неоднократно модернизировался, в 1970 г. на нем был установлен зенитный пулемет ДШК-М, с 1975 г. устанавливается лазерные дальномеры КТД-1 и КТД-2.На модернизированных танках были введены гусеницы с резино-металлическим шарниром, усилено бронирование башни, установлен прицел ТШ-32ПВ со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Некоторые танки Т-55А с конца 1970-х годов стали оснащаться бортовыми противокумулятивными резиновыми экранами.
Т-55А продолжал совершенствоваться на протяжении всего серийного производства:
• с 1965 года на танк стали устанавливать гусеницы с резинометаллическими шарнирами, усиленную коробку передач и ПМП с 17 стальными дисками трения вместо 13.
• с 1969 года вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШКМ, а с начала 1970-х годов — НСВ.
• с 1974 года танк получил квантовый дальномер КТД-1 «Нева», новый гамма-датчик ГД-1М и радиостанцию Р-123.
Так же были введены прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59, на некоторых танках установлены минные тралы ПТ-55, часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ-55.
В начале 1980-х годов была проведена комплексная модернизация танка, он получил дополнительную защиту и управляемое оружие. Модернизированные танки получили обозначение — Т-55АМ.
Запасные части, динамические тренажеры вождения и подготовки экипажей танков типа Т-55 выпускаются Муроммашзаводом.
В настоящее время сохранено несколько образцов танка Т-55А и его модификаций, среди них один танк находится в Москве на Поклонной горе, другой (модернизированный) выставлен на форуме Армия-2015″ в парке «Патриот» (Кубинка).

Читайте также:  Как работает герметик для радиатора полезен ли он, какой выбрать

МОДИФИКАЦИИ
• Т-55 (объект 155) — первый серийный вариант. Гарантийный срок службы танка доведен до 2000 км. Серийное производство с 1958 по 1962 год. В дальнейшем танк неоднократно модернизировался, с 1960 года устанавливается гирополукомпас ГПК-59, прицел ТШ-2Б-32П, с 1970 года — зенитный пулемет ДШКМ, с 1974 года — лазерный дальномер КДТ-1.
• Т-55А (объект 155A) — противорадиационная зашита внутри корпуса и башни (подбой) и частично снаружи (надбой). Снят курсовой пулемёт, боекомплект сокращен на 750 патронов. Введено новое сиденье механика-водителя. Серийное производство с 1963 по 1979 год. С 1970 года на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 года — лазерный дальномер КДТ-1.
• Т-55АК (1962 г.) — командирский вариант танка Т-55А.
• Т-55АМ — модернизированный вариант танка Т-55А по той же программе, что и Т-55М. Боевая масса 41,5 т.
• Т-55АМ-1 — Т-55АМ с двигателем В-46-5М.
• Т-55АМ1 — экспортный вариант танка Т-55А. СУО «Волна», бортовые экраны, система «Сода».
• Т-55АМ2 — экспортный вариант танка Т-55АМ.
• Т-55АД — модернизированный вариат танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55Д.
• Т-55АД-1 — Т-55АД с двигателем В-46-5М.
• Т-55АМВ — модернизированный вариант танка Т-55ДМ по той же программе, что и Т-55МВ.
• Т-55АМВ-1 — Т-55АМВ с двигателем В-46-5М.

Состояние принят на вооружение в 1962 году
Разработчик Омское КБТМ
Изготовитель Омский завод им. Октябрьской революции
Производство серия в 1963-1979 годах
Боевая масса, т 38
Сухой вес, т 34,1
Длина, мм:
— с пушкой вперед 8618
— корпуса 6200
Ширина, мм 3270
Высота по крышу башни, мм 2230
Клиренс, мм 425
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,86
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 32
— крен, град. 30
— ров, м 2,7
— стенка, м 0,8
— брод, м 1,4(с ОПВТ-5)
Тип двигателя дизель В-55
Максимальная мощность, л.с. 580
Удельная мощность, л.с./т 15,3
Максимальная скорость, км/ч 54
Запас хода, км 500
Бронирование, мм:
— лоб корпуса 100
— лоб башни 200
Средства постановки дымзавес ТДА
Экипаж, чел 4

— число х калибр, мм и тип орудия 100 мм Д-10Т2С
(боекомплект, шт.) (43)
— число х калибр, мм и тип пулеметов 1 х 7,62 мм ПКТ
Ночной прицел:
Тип ТПН-1
— разработчик Красногорский завод им. С.А.Зверева
Дальность опознавания цели ночью, м 800
Угол поля зрения, град. 6
Увеличение, крат. 5,5
(боекомплект, шт.) (3500)
Прицел ТШ-32ПВ
Ночной прицел ТПН-1-22-11
Стабилизатор вооружения 2-плоскостной СТП-2 «Циклон»
— разработчик ЦНИИ-173
— изготовитель завод № 46 (КЭМЗ)
Радиостанция Р-113
Переговорное устройство Р-120

Средний танк Т-55 – дёшево и сердито

Большинство танков, разработанных сразу после окончания Второй Мировой войны, в строю не задержались. Одним из исключений стал советский Т-55. Хотя в производство он пошёл в конце 50-х годов, но конструктивно представлял собой развитие более раннего образца – Т-54. В западной традиции их даже соединяют в одну «модель» Т-54/-55. Но будем следовать традиции советской, и считать его всё же отдельным образцом.

Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

  1. История создания
  2. Конструкция и основные модификации
  3. Вооружение
  4. Прочие варианты
  5. Боевое применение
  6. Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами
  7. Видео

История создания

К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.

Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно — экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.

Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.

Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.

Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.

Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.

В комплекс вооружения ввели управляемые ракеты «Бастион», а систему управления огнём дополнили баллистическим вычислителем.

Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».

Читайте также:  Правила безопасной езды в зимний период

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.

Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

Прочие варианты

В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.

Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.

Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».

В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.

Боевое применение

В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.

В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.

Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.

В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.

В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».

Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.

Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.

В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».

В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.

Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.

Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.

Т-55 М48А1 «Центурион» Mk.3
Масса, т 36 46,4 50
Длина, м 6,2/9 6,9/8,8 7,2
Высота, м 2,3 3,2 3
Лобовая броня, мм 100 110 76,2
Максимальная скорость, км/ч 50 50 35
Вооружение 100 мм пушка, 2х7,62мм пулемёта 90мм пушка, 12,7мм пулемёт, 7,62мм пулемёт 84мм пушка, 7,7мм пулемёт

Приведённые в таблице машины превосходили Т-55 по габаритам и массе, имели менее мощное вооружение, а «Центурион» проигрывал по броне и подвижности. Однако такая ситуация сохранялась недолго – выпущенные «Центурионы» стали перевооружаться новой пушкой L7. Такое же перевооружение производилось, например, с израильскими М48.

А «советский ответ» на новое западное орудие оформился уже в виде Т-62. Для него пришлось разработать увеличенный корпус – сказались заложенные ещё в конструкцию Т-54 минимальные размеры и объёмы. При этом в СССР не только сохранили производство танка наименьшим потенциалом для модернизаций – Т-55 изо всех сил старались довести до уровня новейших ОБТ. При этом по мощи вооружения «пятьдесят пятый» уступал аналогично модернизированным Т-62.

Но этот танк, оснащённый сложным механизмом выбрасывания гильз, на экспорт так активно не поставлялся и по лицензии не производился.

Т-55 нашёл своё место, даже когда его сменили лучшие машины.

Простой, надёжный и добротный, он оказался незаменим для тех стран, где нельзя было найти высокопрофессиональные экипажи и высокую культуру производства. Однако его время всё-таки уходит.

«Пятьдесят пятые» изнашиваются, противотанковые средства совершенствуются, и уже недалёк тот день, когда проще и дешевле будет купить новый танк, а не перестраивать «пятьдесят пятые». Косвенно это подтверждает то, что проекты модернизаций остаются невостребованным.

Видео

Средний танк Т-55

Чертежи / Схемы

Видео

Полные характеристики

Боевая масса, кг: 36000
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 500
Вооружение: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм
Экипаж, чел.: 4

Литература

Самый массовый советский танк послевоенного периода. Представляет собой глубокую модернизацию танка Т-54Б. Разработан в КБ завода № 183. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 от 8 мая и приказом МО № 0034 от 24 мая 1958 года. Изготавливался серийно на заводах № 183 (Нижний Тагил), № 75 (Харьков) и № 13 (Омск) с 1958 по 1979 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-55 (объект 155) – компоновка, конструкция и внешний вид идентичны танку 7-545. Боекомплект пушки увеличен до 43 выстрелов, пулеметов СГМТ-до 3500 патронов. Двигатель В-55 мощностью 580 л.с. Планетарные бортовые передачи. Макс. скорость 50 км/ч. Увеличены емкость топливной системы.(до 960 л) и запас хода (до 500 км). В системе питания применены баки-стеллажи. Система ПАЗ, унифицированная автоматическая система ППО и ТДА многократного действия (вместо дымовых шашек). Усовершенствованные приборы ночного видения и ОПВТ. Воздушный компрессор, позволивший обеспечить основной запуск двигателя воздухом, гирополукомпас ГПК-48. Снят зенитный пулемет ДШК. Гарантийный срок службы танка доведен до 2000 км. Серийное производство с 1958 по 1962 год. В дальнейшем танк неоднократно модернизировался. С 1960 г. установлен гирополукомпас ГПК-59, прицел ТШ-2Б-32П, с 1970 г. – зенитный пулемет ДШКМ, с 1974 г. -лазерный дальномер КДТ-1.

ТО-55 (объект 482, 1960 г.) – огнеметный танк. Вместо спаренного пулемета установлен автоматический огнемет АТО-200. Запас огнесмеси 460 л, дальность огнеметания 200 м. Боекомплект пушки – 25 выстрелов. Пороховых патронов к огнемету – 12. Серийное производство с 1968 года.

Т-55А (объект 155А) – противорадиационная защита внутри корпуса и башни (подбой) и частично снаружи (надбой). Снят курсовой пулемет, боекомплект сокращен на 750 патронов. Введено новое сиденье механика-водителя. Серийное производство с 1963 по 1979 г. С 1970 г. на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальномер КДТ-1.

Т-55М (объект 155М, 1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-55. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор «Циклон» Ml). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Увеличен динамический ход опорных катков, введена гусеница с РМШ. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода». Боевая масса 40,5 т.

Т-55М-1 – Т-55М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-55М2 (1983 г.) – экспортный вариант танка 7-55. Бортовые экраны, система «Сода».

Т-55АМ – модернизированный вариант танка Т-55А по той же программе, что и Т-55М.

Т-55АМ-1 – Т-55АМ с двигателем В-46-5М.

Т-55АМ1 – экспортный вариант танка Т-55А. СУО «Волна», бортовые экраны, система «Сода».

Т-55АМ2 – экспортный вариант танка Т-55АМ.

Т-55Д (1983 г.)-модернизированный вариант танка Т-55М. Комплекс активной защиты ЮЗОМ «Дрозд», включающий в себя два блока вооружения с двумя 107-мм выстрелами ЗУОФ14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления. Отсутствует дополнительное бронирование башни. На части танков не устанавливалась система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 41,5 т.

Т-55Д-1 – Т-55Д с двигателем В-46-5М.

Т-55АД – модернизированный вариант танка Т-55АМ по тай же программе, что и Т-55Д.

Т-55АД-1 – Т-55АД с двигателем В-46-5М.

Т-55МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-55М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые экраны, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 41,4 т.

Т-55МВ-1 – Т-55МВ с двигателем В-46-5М.

Т-55АМВ – модернизированный вариант танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55МВ.

Т-55АМВ-1 – Т-55АМВ с двигателем В-46-5М.

Танки Т-55 составляли основу танкового парка Советской Армии в 60-х и первой половине 70-х годов. По западным данным, за время серийного производства на советских заводах изготовлено 20000 танков всех модификаций. Кроме того, с 1964 года по советской лицензии Т-55, а затем и Т-55А производились в Польше и Чехословакии. В этих странах изготовлено 9000 единиц.

На базе Т-55 в СССР выпускались командирские танки Т-55К, Т-55АК, Т-55МК, Т-55АМК, мостоукладчик МТУ-55, инженерная машина разграждения ИМР, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-3, машина разминирования БМР. Некоторое количество танков было приспособлено под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.

Танки Т-55 как советского, так и иностранного производства активно экспортировались. В наибольших количествах они состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора. Так, например, на конец 1991 года в бывшей ГДР насчитывалось 1725 танков Т-55, в Болгарии-1145, в Чехословакии – 1927, в Венгрии – 1139, в Польше – 2093, в Румынии – 1786 (включая румынские варианты TR-85 и TR-580). Таким образом, только в шести странах Восточной Европы имелось 9815 танков Т-55, причем в основном это были машины польского и чехословацкого производства.

Кроме этих стран, в разные годы они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Боснии и Герцеговине, Вьетнаме, Египте, Израиле (трофейные египетские), Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Кубе, Ливане, Ливии, Мозамбике, Пакистане (51 Т-55 на 1995 г.), Перу, Северной Корее, Сирии, Словакии, Словении, Сомали, Уганде, Финляндии (70 Т-55 на 1995 г.), Хорватии, Центрально-Африканской республике, Чехии, Эфиопии, Югославии (Т-55АМ1, Т-55АМ2). Танки Т-55 различных модификаций активно использовались в локальных войнах и военных конфликтах на всех континентах, за исключением Северной Америки и Австралии.

Т-55 применялись советскими танковыми частями при вводе войск в Чехословакию в 1968 году. В составе Советской Армии принимали участие в боевых действиях в Афганистане. После распада Советского Союза эти боевые машины активно использовались в ряде «горячих точек», главным образом в Закавказье.

Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 3140 танков Т-55 различных модификаций. В 1994 году они сняты с вооружения Российской Армии, однако еще эксплуатируются в частях внутренних
войск и морской пехоты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-55

БОЕВАЯ МАССА, т: 36.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9000,
ширина – 3270,
высота – 2350,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ обр. 1943 г. калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр.1938/46 Г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2 «Циклон».
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22 или ТШ-2Б-32П, ночной прицел ТПН-1-22-11, боковой уровень и азимутальный указатель.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 100,
борт – 80,
корма – 45,
крыша и днище – 15…30,
башня – 48…200.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.

Ссылка на основную публикацию
Сход развал своими руками Нива Шевроле 1
Развал схождение своими руками на ниве Нива – это популярный отечественный автомобиль, пользующийся огромным спросом из-за своей доступности. Еще 10-15...
Схема системы выпуска ВАЗ 2105, 2106, 2107
Как поднять глушитель на ВАЗ 2107 Статьи, обзоры - все о выхлопных системах Как поднять глушитель на ВАЗ 2107? Есть...
Схема системы отопления инструкция по монтажу своими руками, особенности отопительных конструкций хр
Можно ли отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме, Разбираемся - Юридическая помо Что говорит закон Закон не запрещает жильцам...
Сход развал своими руками Нива Шевроле
Регулировка развала-схождения Нивы Шевроле своими руками; Помощь автолюбителю; Автозапчасти для ином Как Сделать Развал На Ниве Своими Руками При помощи...
Adblock detector