Как советское такси чуть не стало самым передовым в мире

Легенда СССР» в качестве такси катает людей по Воронежу

Фото: Елизавета Щукина

Читайте также:

  • Праздничную подсветку новых фонтанов на площади Победы показали в Воронеже (06.05.2020 11:01)
  • Названа дата начала весеннего призыва в Воронежской области (06.05.2020 10:20)
  • Уморительную поездку в такси показали в забавном ролике в Воронеже (06.05.2020 22:02)

Машина была выпущена в далеком 1955 году.

Воронежцы заметили на улицах города припаркованную машину такси. Автомобиль явно выделялся среди своих коллег-перевозчиков своим возрастом. 65-летний «Москвич» голубого цвета привлек внимание прохожих не только своей ретро-внешностью, но прежде всего тем, что это действующее такси.

Советский транспорт, натертый до блеска, украшали соответствующие наклейки и контактные данные, по которым можно заказать авто. На крыше была прикреплена «шашка» с надписью: «Легенда СССР».

Отметим, на фото изображен «Москвич» 401, выпущенный в 1955 году. Это слегла модернизированная версия модели М-400, которая является первым массовым легковым транспортом, продаваемым в СССР для индивидуального использования.

За годы производства было выпущено 216 тыс седанов и 17 тыс кабриолетов М-401. Стоимость усовершенствованного «Москвича» составляла 9 тыс рублей, его предшественник продавался дешевле на 1 тыс.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика «на гужевом ходу» возникла почти сразу после появления такого типа транспортных средств, однако в роли таксомоторов оснащенные ДВС «самоходы» стали использоваться несколько позже. Интересно, что в дореволюционной России автомобили-такси появились практически одновременно с остальными европейскими городами! Вспоминаем историю возникновения и разбираем тернистый путь российско-советского такси в нашем сегодняшнем обзоре.

Ваньки, лихачи и бомбилы

М осква являлась крупным транспортным и экономическим узлом, где пересекались «торговые пути», а также обычные и железные дороги. Постоянно прибывающие и отъезжающие граждане активно пользовались услугами извозчиков, которые «покрывали» участки и маршруты, которые не охватывались общественным городским транспортом – конками и трамваями. Именно поэтому в конце XIX века в Москве работало много возниц, трудовая деятельность которых со временем довольно четко регламентировалась и контролировалась городской управой. Однако это не касалось главного вопроса — стоимости оплаты, которая обычно полностью зависела от внешнего вида пассажира, а также аппетита и наглости извозчика. Это вызывало недовольство пассажиров, не все из которых умели или хотели торговаться. Поэтому о внедрении единой таксы городские власти задумались еще в восьмидесятые годы XIX века.

Читайте также:  Фольксваген пассат б3 разболтовка – Какая разболтовка у фольксваген пассат б3; Автосалон Sangyong Эх

Именно на гужевом транспорте в Российской империи начали внедрять таксометр, на котором в конце поездки пассажир видел сумму, которую нужно было заплатить. Несмотря на упорное сопротивление возниц, через несколько лет после разработки и испытания нескольких различных моделей считающий по «твёрдой таксе» автоматический счетчик на пролётках массово таки появился, но произошло это лишь в 1910-1911 годах — то есть, уже после того, как в царской России заработал первый автомобиль-такси.

Исследователи автомобильной истории Российской империи склоняются к выводу, что первое отечественное такси появилось не в Москве или Санкт-Петербурге, как можно было подумать, а в. Туркестане — точнее, городе Верном, являвшемся столицей Семиреченской области, которая входила в самостоятельное Туркестанское генерал-губернаторство.

В начале ХХ века автомобили марки Berliet активно использовали для перевозки пассажиров

В 1906 году коммерсант Бабахан Нурмухаммедбаев привез в Туркестан собранный в Москве автомобиль марки «Berliet». Интересно, что диковинный транспорт в Верном появился вместе со специально приехавшим шофером Иоганном Рейнвальдом. В это же время такси заработало и в Санкт-Петербурге, ну а в Москве оно официально появилось 1 сентября 1907 года.

Эх, прокачу!

Газета «Голос Москвы» сообщила своим читателям о том, что на американском Oldsmobile неизвестного шофера появился плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Вскоре на Страстной (сейчас — Пушкинская) площади открылась так называемая «биржа» — стоянка московского такси. Именно поэтому 1907-й год и считают днём рождения массового российского такси.

В 1909-м в Москве заработало первое транспортное предприятие — «Товарищество Автомобильного Передвижения», в автопарке которого трудились автомобили марок FIAT (Италия), Darracq (Франция) и NAG (Германия). Изначально парк состоял из всего четырех таксомоторов, однако уже через год в качестве такси трудилось почти четыре десятка машин.

Читайте также:  Как открутить и правильно высверлить сломанный или прикипевший болт, если сорваны грани

FIAT (слева) и NAG (справа) – одни из первых таксомоторов Российской империи

Вскоре в Москве открылись еще две крупные «фирмы», предоставлявшие услуги такси на автомобилях Adler и Benz. До начала Первой мировой войны во втором по важности городе империи числилось почти три сотни такси, работавших по твердым дневным и ночным тарифам, которые установила городская управа. При этом спрос на услуги такси в Москве и Санкт-Петербурге был очень высоким – пассажиры ценили новомодный вид транспорта за скорость и эффект, который такой автомобиль производил на окружающих. Деятельность в сфере услуг такси регламентировалась специальным постановлением «О легковом автомобильно-извозном промысле в гор. Москве», в 24 параграфах которого были изложены специальные и общие требования к таксомоторам, а также оговаривались правила применения такси и порядок осуществления промысла. Именно поэтому шоферы такси не позволяли себе вольностей, свойственным «Ванькам-извозчикам».

Тем не менее, многие водители пытались «хитрить», устанавливая счетчики таким образом, чтобы пассажир не видел их показания. И даже более того, иные ловкачи меняли детали в приборах для того, чтобы счетчик показывал большее расстояние, чем автомобиль проехал в действительности!

В десятые годы ХХ века существовало несколько терминов: «прокатный автомобиль», «моторный извозчик» и «безлошадный экипаж», однако со временем из оборота их вытеснил простой и понятный вариант — «таксомотор». Разнообразием блистал и сам таксопарк, который состоял из автомобилей самых различных немецких и французских марок: Berliet, Panhard-Levassor, Laurin-Klement, Adler, NAG, Gaggenau, Stoewer и так далее. Засилье «иномарок» было не случайным: отечественные «Руссо-Балты» для службы в такси были слишком роскошными и дорогими в эксплуатации, а посему нерентабельными.

На чём ездили представители советского извоза?

Услугами такси пользовался практически каждый современный человек. Услуга начала предоставляться намного позже появления самого транспорта на дорогах.

Первым же автомобилем, который стали использовать для перевозки пассажиров, стал Berliet. Произошло это в Туркестане в начале ХХ века. В Москве и Санкт-Петербурге автомобильное такси появилось только год спустя.

В столице России о необычном извозчике на американском Oldsmobile узнали из газет.

В 1909 году открылось Товарищество Автомобильного Передвижения. В то время в таксопарк входили различные иномарки.

Читайте также:  Схемы и чертежи 16К20 Токарный станок

Среди них можно было увидеть итальянский Fiat, французский Darracq, немецкий AG.

Чуть позже открылись ещё две подобные фирмы, которые для перевоза использовали Adler и Benz.

Такое активное использование именно иностранных автомобилей для частного извоза обусловлено тем, что отечественные «Руссо-Балты» были чрезвычайно дорогими в обслуживании, а значит, нерентабельными.

После Октябрьской революции и до 1918 года такая услуга не предоставлялась по причине изъятия таксомоторов.

Возобновилась их деятельность только во времена НЭПа. Однако услуга была немного видоизменённой. Как такового такси не существовало, автомобили давались напрокат. Каждый желающий мог взять во временное пользование одну из иномарок (отечественные машины до сих пор были дорогим удовольствием).

Наиболее популярным был автомобиль Renault KZ, который стал первым советским массовым такси, и Fiat.

Отечественные машины появились в таксопарках только после подписания контракта с Ford, в результате которого был выпущен ГАЗ-А.

Но из-за открытого верха эксплуатация автомобиля была ограничена погодными условиями. Поэтому было принято решение о малосерийном производстве закрытого кузова на заводе «Аремкуз» на базе шасси ГАЗ-А.

Чуть позже пассажиры ездили на ГАЗ-М1.

Услуги предоставлялись и на представительских автомобилях, например, ЗИС-101. «Эмки» на улицы выезжать перестали из-за мобилизации в Красную Армию.

В конце 40-х годов вместе с отечественными машинами таксисты использовали и немецкие DKW, которые были более надёжными, чем ЗИС-110 и ГАЗ-М20.

Во второй половине 50-х годов перевозчиков можно было встретить в основном на автомобилях ГАЗ. Так, модель М-21 стала первой, которая получила соответствующий окрас и «шашечки».

В 70-х годах более популярным считался ГАЗ-24, который полюбился таксистам из-за просторного багажника.

Горьковский завод даже специально выпускал несколько модификаций, например, ГАЗ-24–11 в кузове седан, универсала ГАЗ-24–14.

Был также автомобиль, который работал на сжиженном газе — ГАЗ-24–17.

Чуть позже планировался запуск ГАЗ-3102 в качестве транспорта для извоза, однако руководство страны не могло позволить, чтобы обычные граждане ездили на таких же машинах, что и чиновники.

История такси имеет несколько попыток вывести на линию автомобили Москвич, например, в конце 80-х планировалось использование АЗЛК-2140–121.

Однако в данном качестве эти машины себя плохо зарекомендовали.

Несмотря на широкий автопарк советские таксисты всегда будут ассоциироваться с автомобилем «Волга».

Ссылка на основную публикацию
Как снять переднюю фару на Хендай Санта Фе
Замена ламп Хендай Санта Фе 2 Распространённая проблема с которой сталкиваются владельцы всех без исключения марок автомобилей — перегорание ламп...
Как снять задний бампер Форд Фокус 2 седан
Как снять переднее крыло форд фокус 2 видео Форд Фокус Фан Причины снятия крыла Форд Фокус 2 Необходимость снять крыло...
Как снять задний фонарь Nissan Juke 1 Замена лампочки в заднем фонаре Нисан Джук
Лампа ближнего света на Ниссан Х Трейл Т31 особенности замены приборов в Патфайндер, Тиида, Жук, Ноу 1 Мнемоника Nissan Tiida...
Как снять печку ваз 2109 высокая панель
Устройство и описание отопителя ВАЗ 2108 вентилятора печки, мотора, радиатора и крана Вентилятор печки ВАЗ 2108, как и другие важные...
Adblock detector