Что такое фальцевая кровля — виды, типы фальца, преимущества и недостатки

Ремонт фальцевой кровли своими руками

В плохой герметичности, неэстетичности и сложности монтажных работ фальцевую кровлю обычно не обвиняют. Но, несмотря на все преимущества, спустя годы беспрецедентной службы кровля из надёжно соединённых металлических листов может неожиданно стать уязвимой для осадков. Ничего страшного в этом нет, проблема легко устранима.

Причины ремонта фальцевой кровли

Выяснять, почему фальцевая кровля стала плохо выполнять свои задачи, надо вместе с помощником. Одному человеку следует оценивать состояние крыши, стоя на чердаке, а другому — находясь снаружи дома. Изнутри строения подают звуковые сигналы о том, где именно прохудилось покрытие. А со стороны кровельного покрытия на стук реагируют, обводя дефектную область мелом.

Со стороны чердачного перекрытия повреждения кровли обнаружить легче, так как в темноте лучше видно дыры, через которые просачивается свет. А прямо на поверхности кровли найти изъяны, особенно мелкие, получается не всегда.

Если визуальный осмотр не помог выявить, что привело к проблемам с кровлей, то внимание переключают на вид протечки, которая сопровождает любое повреждение фальцевой крыши. Неполадки с кровлей условно разделяют на 4 группы: снеговые, ливневые, сухие и мерцающие. Они появляются по определённым причинам.

Определить, где нужно ремонтировать кровлю, можно, найдя в ней места, куда просачивается талая или дождевая вода

Таблица: предпосылки появления протечек фальцевой кровли

Вид протечки Возможные причины Время
или характер возникновения
Снеговая Запоздалая очистка крыши от снежной массы, давление которой ослабляет крепления Оттепель или после дождя
Усердное очищение кровельного настила от снега, ведущее к расцарапыванию металлических листов
Уложенный не по технологии или бракованный теплоизоляционный материал, неспособный удержать тёплый воздух, который, поднимаясь, вызывает таяние снега, соприкасающегося с крышей, и порчу металла водой
Ливневая Нарушение герметизации кровли в особо уязвимых местах — ендовах, примыканиях и фальцевых швах Дождь
Выбор угла наклона крыши без учёта погоды и типа кровельного материала
Сухая Засорение вовремя неочищенного вентиляционного зазора в кровле, ведущее к скоплению конденсата Запах сырости
Ошибки монтажа кровельных материалов
Мерцающая Наледь на кровельном покрытии, царапающая и даже ломающая его В любой момент, независимо от погодных условий
Неаккуратная очистка финишного настила от снежной подушки
Нарушение герметичности кровельного покрытия в результате ошибок при его укладке
Недобросовестная изоляция сауны, расположенной в мансарде и производящей избыточное количество пара
Монтаж конструкций, проходящих через кровлю, без применения достаточно широкого фартука

Необходимые инструменты

Для приведения фальцевой кровли в порядок могут понадобиться определённые инструменты:

  • веник;
  • металлическая щётка;
  • кровельные ножницы;
  • молоток;
  • закаточная машинка или клещи (для швов крыши);

Клещи используются для зажима фальца

  • строительный пистолет;
  • прорезиненный валик.
  • Ремонт фальцевой кровли

    Ремонт кровли из надёжно соединённых металлических листов может быть выполнен разными способами. Но начинаются эти работы всегда одинаково — с подготовки поверхности.

    Подготовительные работы

    Чтобы фальцевая кровля была готова к ремонту, нужно сделать следующее:

    1. Смести с поверхности крыши мусор.
    2. Поскрести покрытие сначала жёсткой, а затем мягкой металлической щёткой. Особенно тщательно почистить места, которые особо подвержены ржавлению.
    3. Обработать поверхность антикоррозийной жидкостью, создающей защитную фосфатную плёнку.
    4. Мелкие дефекты металлического покрытия замазать герметиком — слоем сурика или мастики толщиной до 3 мм. Наносить состав так, чтобы он покрыл не только сам дефект, но и область вокруг него.
    5. Дыры диаметром до 10 см заделать куском мешковины, пропитанным краской, или паклей. Можно использовать металлические пластины, устанавливаемые на битумную мастику. Лист с ещё большими пробоинами демонтировать и заменить, так как его ремонт не даст гарантии отсутствия протечек.

    Мелкие дефекты замазывают герметиком, захватывая область непосредственно рядом с повреждением

    После описанных операций приступают к решению более масштабных проблем.

    Герметизация фальцев на кровле

    Случается, что кровельное покрытие ещё не выглядит изношенным, а фальцевые швы разошлись, впуская внутрь кровельного пирога влагу.

    Разгерметизация фальцев — это чаще всего следствие применения однофальцевой технологии, подразумевающей создание слабого крепления, которое становится негодным буквально через несколько лет.

    При обнаружении разошедшихся фальцев не надо браться за полный демонтаж кровли. Ситуацию получится исправить герметиком, способным хорошо сцепляться с металлом, быть гибким, вибростойким невосприимчивым к ультрафиолету и неблагоприятным атмосферным явлениям. Лучшим средством для восстановления герметичности фальцев считается мастика с добавлением полиуретана или битума.

    Герметизацию фальцев выполняют следующим образом:

    1. Если швы ранее были запечатаны герметиком, то остатки средства убирают.
    2. Дефектную зону очищают от грязи и коррозийных пятен.

    Фальцевую кровлю чистят сначала жёсткими, а затем мягкими щётками

  • Фальцевые швы обезжиривают и просушивают.
  • Фальцы обрабатывают герметиком, выдавливая его из пистолета или размазывая кистью.

    Герметик удобнее выдавливать из специального пистолета

    Поджатие фальцев — это не выход из положения. На долговечность такой герметизации можно не рассчитывать, так как фальцы в скором времени опять раскроются из-за расширения металла под воздействием тепла.

    Если хочется устранить проблему без использования герметика, который бывает непрозрачным и из-за этого выделяется на фоне металла, нарушая эстетичность кровли, то разумнее запаять фальцы медью. Со временем заплатки или швы окислятся и их цвет станет идентичен окрасу других участков кровли.

    Восстановление фальцевой кровли рулонными материалами

    К ремонту фальцевой кровли рулонными материалами приступают, видя, что покрытие изношено основательно. Чаще всего для этой цели используют рубероид, поскольку он дешёвый и хорошо защищает кровлю от сырости.

    Помимо рубероида для ремонта фальцевой кровли подходят инновационные рулонные покрытия вроде ризолина, в структуре которого присутствует армирующая ткань и фольга из меди или алюминия. Этот материал сам пристаёт к поверхности крыши, безукоризненно защищает от воды, хорошо функционирует независимо от температуры воздуха и эффективно блокирует шумы извне.

    Восстановление фальцевой кровли с помощью рулонного покрытия включает следующие этапы:

    1. Удаление мусора.
    2. Демонтаж листов с трещинами и замена тех элементов обрешётки под ними, которые подверглись гниению.
    3. Оценка состояния и починка желобов, ендовы, примыканий кровельного покрытия к вертикальным конструкциям, проходящим через чердак, и свесов.
    4. Фиксация гвоздями отслоившихся или разбухших панелей.
    5. Удаление следов коррозии.
    6. Крепление вдоль стоячих фальцев реек треугольного сечения, высота которых соответствует размеру кровли (с целью перекрыть швы и упростить монтаж рулонного материала).
    7. Обработка кровли нагретым битумом и приклеивание к нему полос рулонного покрытия с нахлёстом по 8–10 см. При использовании самоклеящихся материалов их достаточно настелить и прокатать валиком.

    Если используется материал на самоклеящейся основе, его закрепляют, проводя по раскатанным полосам валиком

    Если материал решено клеить не перпендикулярно, а параллельно коньку, то фальцы до монтажа рулонного покрытия рекомендуется прижать молотком к кровле.

    Мягкое покрытие, постеленное по правилам, будет похоже на фальцевое и обеспечит кровельный пирог двойной защитой, ведь новый материал в этом случае укладывается прямо на старую кровлю. А при условии, что в конструкции крыши были заменены изоляционные материалы, новый настил получится сделать особо выносливым по отношению к беспощадному времени.

    Видео: ремонт фальцевой кровли ризолином

    Ремонт стыков фальцевой кровли лентой

    Хорошим герметиком для фальцевой кровли может послужить самоклеящаяся лента — бутилкаучуковая, алюминиевая или полиуретановая. Её используют следующим образом:

    1. Разошедшиеся фальцы кровли подгибают.
    2. Стыки листов заклеивают лентой, которую прижимают валиком и разглаживают, двигаясь от центра к краям.

    Ленту приклеивают к фальцам, используя валик

  • При соединении ленты по вертикали и горизонтали делают нахлёст в 3 см.
  • После герметизации швы фальцевой крыши можно покрасить, если наклеенная лента непрозрачна или её цвет не соответствует тону кровельного покрытия. Это недопустимо лишь в случае строительства кровли из медных или титан-цинковых листов.

    Отремонтированные швы фальцевой кровли можно покрасить, чтобы она выглядела более эстетично

    Стоимость ремонта фальцевой кровли

    Строительные фирмы устанавливают свои минимальные цены на работы по ремонту фальцевой кровли. Они увеличиваются с усложнением конфигурации крыши и увеличением трудоёмкости.

    Таблица: цены на работы по восстановлению фальцевого покрытия

    Вид работ Минимальная стоимость за 1 м² (руб.)
    Диагностика кровельного покрытия 120
    Замена деревянной обрешётки 100
    Герметизация фальца 250
    Замена фальцевых картин 500
    Ремонт кровли заплатами по договорённости
    Демонтаж старого кровельного покрытия 100
    Монтаж нового покрытия 150

    Протечка и повреждение фальцевой крыши должны быть сигналом к срочным действиям. Безоговорочно и вовремя следуя инструкциям по ремонту, можно значительно увеличить срок службы металлического кровельного покрытия.

    Как сделать замки — фальцы в жестяницких работах

    Во многих жестяницких работах не обходится без замков /фалец/. Весь металл от 0,5 до 1,5 мм соединяется между собой в фальцевые замки.

    Фальцовкой — считается операция получения неразъемных соединений при помощи фальцевых швов. Воздуховоды и фасонные части приточной и вытяжной вентиляции, сосуды для хранения жидкостей и сыпучих тел, и многие другие металлические изделия изготовляют из листовых заготовок, разной формы и размеров. соединяемых между собой фальцевыми швами.

    Фальцевый шов представляет собой такое соединение, в котором две листовые заготовки скрепляются предварительно отогнутыми кромками плотно прижатыми друг к другу.

    Фальцевые швы по конструктивному выполнению разделяются на одинарные, двойные, полуторные (комбинированные) угловые, по виду на стоячие. а по расположению в изделиях — на продольные и поперечные.

    Одинарные лежачие фальцы применяют при изготовлении продольного замыкающего шва на воздуховодах всех размеров, промежуточных продольных швов на воздуховодах из листовой стали весом более 6,5 м², а также во всех жестяницких изделиях не требующих повышенных плотностей и прочности.

    Двойные лежачие фальцы применяют при изготовлении изделий к которым предъявляются повышенные требования в отношении плотности шва и его прочности. например промежуточных продольных швов из листовой стали весом до 6,5 кг/м².

    Полуторные (комбинированные) фальцы обладают почти такой же прочностью, как и двойные лежачие швы. Поэтому их применяют в тех случаях, когда затруднительно или вообще нельзя выполнять двойной лежачий фальц.

    Одинарные и двойные стоячие фальцы применяют в сочетании с лежачими фальцами поперечного соединения звеньев воздуховодов круглого сечения, отводов и других изделий, когда этим изделием требуется придать наибольшую жесткость.

    Одинарные угловые комбинированные фальцы применяют при изготовлении изделий прямоугольного сечения.

    Реечные фальцы применяют для соединения заготовок воздуховодов прямоугольного сечения без фланцев.

    Донные простые фальцы , донные на свалку, в упор применяют для соединения обечаек и днищ жестяницких изделий, например: паяных баков из оцинкованной стали, ведер цилиндрической и конической формы.

    Ширина фальцев зависит от толщины листовой стали или ее веса, а также назначения шва.

    Для продольных фальцев, изготовляемых из листовой стали толщиной 0,5 мм, ширину фальцев принимают 5 — 8 мм; и стали толщиной 0,7 мм — 8 — 10 мм фальцы; а из стали толщиной 1 мм — 10 — 12 мм фальцы.

    • Главная
    • Материалы
    • Кроем крышу сами
    • Водосточная система
    • Тепло-Паро-Гидроизоляция
      • Гидроизоляция
      • Пароизоляция
      • Теплоизоляция
    • Устройство крыш
      • Вентиляция
      • Обогрев кровли
      • Устройство вальмовых крыш
      • Устройство двухскатных крыш
      • Устройство односкатных крыш
      • Устройство четырехскатных крыш
      • Устройство шатровых крыш
      • Мансардная крыша
    • Экстерьер
    • Вопросы эксперту
      • Наши эксперты

    Популярность металлической крыши объясняется ее надежностью, прочностью и долговечностью.

    Издавна люди использовали особую технологию соединения листов металла – с помощью фальцевых швов. Есть несколько видов таких швов, особняком среди них стоит реечное фальцевое соединение.

    Другое название реечного фальца – брусковый, и именно оно дает более определенное понятие, о чем все-таки идет речь.

    Особый вид соединения

    Наиболее полным будет следующее определение реечного фальца: это соединение кровельных картин, отличающееся наличием деревянного бруска, при этом боковые подогнутые части металла примыкают к этому бруску, а углы загиба картин не превышают 90 градусов.

    Классическое исполнение подразумевает крепление бруска к основанию или обрешетке.

    Где берут свое начало истоки современных технологий фальцевых крыш, и отличаются ли реечные фальцы двухсотлетней давности от нынешних – постараемся ответить на эти и другие вопросы.

    Старинные архитектурные традиции

    Металлические крыши по фальцевой технологии в европейских странах и Российской империи монтировали еще в 18 веке.

    При устройстве первых кровель такого типа в месте стыка кровельных картин укладывался брусок из дерева.

    Для чего же в конструкцию шва вводился дополнительный элемент? Все дело в том, что кровельные картины изготавливали из цинкового сплава, обладающего высокой хрупкостью.

    Нынешняя цинковая крыша изготавливается из листов цинк-титана с совершенно иными, улучшенными качественными характеристиками. И в те далекие времена применение стоячего фальца, требующего изгиба до 180 градусов, попросту не было возможным – на металле появлялись трещины, если изгиб превышал всего лишь 90 градусов.

    Но ввиду доступности в европейских странах цинка, кровельщикам приходилось исхитряться, изобретать различные способы соединения кровельных картин. При этом владельцы будущих цинковых крыш требовали не только высокой надежности швов, но и эстетичного внешнего вида кровли.

    В поисках идеального решения были разработаны десятки способов соединения. И использование деревянного бруска – для жесткости – позволило шагнуть далеко вперед как в плане надежности, так и красоты основных кровельных узлов.

    Тонкая работа

    Способы и приемы, используемые жестянщиками при обработке металла, отличались разительно – в зависимости от региона.

    До сих пор некоторые из этих технологий используются, и в Европе, и в России – они практически не претерпели изменений с течением времени.

    Кровельные картины соединяются реечным фальцем:

    • по немецкой системе – меж кровельных картин укладываются деревянные бруски квадратной формы. Металлические листы загибаются, затем верхние части кантуются, закрепляется скоба, поверх нее – металлическая пластина, соединяемая фальцем по бокам. Элементы крепления таким образом расположены поверх бруска;
    • по бельгийской системе – выбирается деревянный брусок, суженный книзу, в него загоняется скоба, которая удерживает и листы, и верхние планки. Элементы крепления в этом случае расположены сбоку. Верхнюю пластину при фальцевании приходится сгибать больше, чем на 90 градусов;
    • по французской системе – суженный кверху брусок прокладывается меж двух подготовленных (загнутых) листов, над бруском укладывается планка. Вертикальные соединения выполняются поперечным фальцем. Для увеличения долговечности не следует допускать соприкосновения дерева с металлом, оставляя зазор.

    Обязательное условие для любого варианта: уклон кровли должен составлять не менее 3-х градусов.

    Преимущества реечного соединения

    Для формирования и обжимания крышки фальца используется специальная рамка: с ее помощью можно выполнять работы прямо на крыше, без применения дополнительных приспособлений.

    Фальцевая кровля с использованием бруска прочнее, визуально – более рельефна. Такое решение не имеет аналогов по функциональности при устройстве компенсационных водоразделов.

    Металлы разные важны…

    Техника реечного фальца может быть применена не только для цинк-титана, но и для алюминия, меди, оцинкованной стали, включая сталь с полимерным покрытием. Оформляют подобным образом также фасады.

    Интересны варианты использования такой техники для создания различного рода функциональных элементов или украшений крыши. Примером может послужить дымник на трубу, выполненный в лучших традициях немецкой школы кровельного мастерства, или декоративный коньковый элемент с рейками.

    Новые технологии

    Развитие данного направления привело в итоге к появлению высоконадежных готовых заводских элементов. По сути, нынешний реечный фальц – это имитация настоящего, то есть, деревянный брусок в его конструкции отсутствует.

    Различные дополнительные конструктивные элементы упрощают создание водонепроницаемого соединения и повышают эстетичность крыши.

    Такие системы могут применяться в различных комбинациях с двойным стоячим фальцем.

    Хотя место бруска пустует, жесткости верхней планки достаточно, чтобы создать полное впечатление наполненных рельефных выступов, что придает сходство с традиционными парижскими крышами.

    Читайте также:  ТО трактора МТЗ 82 Беларус, таблица и схема смазки узлов
    Ссылка на основную публикацию
    Что такое развал-схождение колес и для чего следует за этим следить AvtoTachki
    Регулировка развала схождения колес своими руками авто-онлайн Сегодня на любых СТО предлагается регулировка развала-схождения колес. Однако автовладельцам можно провести эту...
    Что такое амортизация автомобиля и как можно ее минимизировать
    Амортизация автомобиля машины методы начисления в бухгатерском учете и налоговом учете Особенности амортизации различных типов автотехники Амортизация автомобиля / машины:...
    Что такое бакелитовый лак
    Лак бакелитовый, применение и значение Viper020; s Blog Лак бакелитовый ЛБС-1 Состав и назначение лака Лак бакелитовый представляет собой раствор...
    Что такое раскоксовка старого двигателя
    Чем лучше делать раскоксовку двигателя, поршней, колец Раскоксовка двигателя и колец поршней — это процесс, при котором удаляется нагар с...
    Adblock detector